Активисты организации "За развивающуюся Находку" Наталья и Татьяна Корчевные, Наталья, Василий и Михаил Ремизовы и музыкант Иван Колчанов были задержаны в Чите и оставлены без средств к существованию. Кроме того, на Наталью Ремизову завели уголовное дело – в ее сумке нашли тротиловую шашку весом в четыреста граммов. Ремизова утверждает, что ее подбросили те, кто устроил за ней тотальную слежку и препятствовал свободному передвижению – сотрудники милиции и ФСБ. Заодно с силовиками, видимо, были и железнодорожники. У четверых участников группы еще в Находке украли личные вещи и документы.

Сначала делегатов форума попытались высадить из поезда в Хабаровске. Проверив документы, сотрудник милиции тут же отзвонился: "Все у них в порядке. Пусть чекисты сами их высаживают. Я мараться не буду".

В Чите 7 июля всей группе был предъявлен акт о снятии за подписью начальника поезда. Когда путешественники отказались добровольно покинуть вагон, к ним применили силу. Колчанова и Татьяну Корчевную стражи порядка даже побили. Хотя никакого физического сопротивления не было. Милиционеры доставили всех в дежурную часть, где их продержали целые сутки под стражей (по закону для выяснения личности положено всего три). Им ничего не объясняли, звонить не давали, даже не потрудились представиться. Ночевали задержанные в "обезьяннике".

Ремизову, как человека с документом, отпускали по городу с охраной. Потом от навязчивого милиционера удалось избавиться. Наталья Борисовна посетила прокуратуру Читинской области и Управление внутренних дел на транспорте, где написала заявления на имя шефов этих ведомств. Во второй половине следующего дня, опять же ничего не объясняя, сотрудники ЛОВД предложили задержанным покинуть помещение. Мол, вы нам больше не нужны, можете делать, что хотите.

Милиционеры и работники вокзала постоянно отправляли находкинцев друг к другу. В конце концов, как утверждает Наталья Ремизова, дежурная по отделению показала ей радиограмму из вышестоящих органов, в которой черным по белому было написано, что до окончания саммита G8 в Петербурге их из Читы выпускать не велено. А в заявлении, распространенном пресс-центром прокуратуры Читинской области сказано, что транспортникам нужно снять находкинцев с поезда. С трудом удалось поставить в известность организаторов социального форума, сотрудников Читинского правозащитного центра.

13 июля возбуждено уголовное дело о превышении сотрудниками милиции должностных полномочий с применением насилия. Но нет никакой уверенности, что дело не "спустят на тормозах".

Сын Натальи Борисовны пытался доехать до северной столицы на поезде, но был снят на станции Петровский Завод и избит. Сама Ремизова тоже обнаружила за собой слежку. Местный активист ОГФ как мог, помогал коллегам. Он прятал находкинцев от докучливых чекистов у своих друзей. Прямую дорогу по Чите забыли. Петляли по дворам – путали следы. Когда Ремизова решила лететь в Питер на самолете, чтобы рассказать о ситуации на форуме "Другая Россия", в справочное бюро аэропорта звонил неизвестный и интересовался, на какой рейс она взяла билет.

Сев в такси, она сразу же легла на заднее сиденье, изрядно смутив водителя. На крыльце аэровокзала правозащитницу встретили милиционер и некто в штатском. А в зоне досмотра подошел третий и предложил поговорить. Сотрудницам аэропорта понадобилось дважды проверять ее документы. Бросив сумку на транспортерной ленте, она попыталась зарегистрировать билет. В регистрации отказали.

Пришлось вернуться к сумке. Оказалось, что в ней обнаружен странный предмет. При вскрытии им оказалась тротиловая шашка. Наталью Борисовну задержали, возбудили уголовное дело и предъявили обвинение по ст.222 УК РФ – незаконное приобретение, хранение, перевозка взрывчатых веществ или взрывных устройств. Теперь она находится в Чите под подпиской о невыезде. Шашка ее конечно шокировала. Правозащитница утверждает, что подбросить боеприпас могли в тот момент, когда она кинулась без сумки к окошку регистрации.

После этого Ремизова познакомилась еще с одним специфическим заведением правоохранительной системы – изолятором временного содержания.

- Представляете, - негодовала она, рассказывая о своих злоключениях, - ты еще не осужден, твоя вина не доказана. А отношение к тебе уже как к преступнику.

Лидер читинских правозащитников Виталий Черкасов направил заявления на имя прокурора Читинской области Владимира Фалилеева, заместителя генпрокурора в Сибирском федеральном округе Валентина Симученкова, губернатора Забайкалья Равиля Гениатулина и председателя комиссии Общественной палаты РФ Анатолия Кучерены с просьбой прекратить беззаконие над представителями общественности из Находки.

"Никакого соучастия в судьбе заложников чиновничьего беззакония не предпринимают представители властных структур Забайкалья, - сказано в заявлении. – Никто из них не интересуется: где, на какие средства живут эти люди в Чите? Слуги народа, создавшие путешественникам из Находки в Санкт-Петербург невыносимые условия существования, граничащие с психологическими пытками и издевательством, остаются в стороне".

Всем тем, у кого похищены паспорта, в данный момент выданы временные справки по форме № 6, с которыми можно жить два месяца, до восстановления паспорта. Но бюрократия уже всех порядком измучила.

- У нас в стране не документ выдается человеку, - возмущается лидер движения "За развивающуюся Находку" Наталья Карчевная, - а человек является приложением к документу. Нет паспорта, значит, нет и человека.

Власти заявляют, что шестеро находкинцев вообще незаконно сели в поезд. А Корчевная считает, что, наоборот, власти нарушают их права. И если на Дальнем Востоке понятие о законе у силовиков еще имеются, то в Чите вообще действуют лишь по звонку с неопределенного номера.

Чита редко привлекает к себе внимание всей России. Но почему-то постоянно по скорбным поводам. То правозащитников задерживают, то права заключенного Ходорковского нарушаются. Забайкалье выступает как край непуганых коррупционеров, греющих свои руки на воровстве леса и прочем криминале. Увы, до цивилизации далеко. Дичаем...

Константин Чиров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter