На пресс-конференции выступили начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Самарской области Антон Атяскин и руководитель Управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования и науки Самарской области Владимир Классен. По их данным, была проведена проверка 520 образовательных учреждений губернии. По ее результатам, заявлено 39 протестов прокурора, касающихся нарушений в уставах школ и попечительских советов, 132 представления об устранении нарушений, 240 предостережений о том, что допускать поборы в школах нельзя.
Материалы семи проверок направлены в следственные органы, и это может привести к тому, что на руководителей некоторых учреждений, будут заведены уголовные дела. Проверки показали многочисленные нарушения в работе попечительских школ, которые зачастую возглавляет не кто иной, как директор учебного заведения, и бухгалтерия у них та же, что в самом учреждении. Ни о каких добровольных пожертвованиях во многих школах речь вообще не идет – родителям дают подписать договор, по которому они обязаны ежемесячно вносить определенную сумму, а не ту, которую могли бы внести добровольно.
Внешне все выглядит добровольно, но на самом деле родители вынуждены платить и становиться заложниками ситуации. Некая форма легальности – попечительские советы при школах – должны собирать средства на нужды школы. Министерства образования и науки Самарской области только сейчас заметило эту ситуацию и совместно с прокуратурой разрабатывает рекомендации для школ.
В свою очередь, родители школьников говорят, что добровольные поборы в самарских школах превращаются в настоящий рэкет со стороны учителей. Как рассказал родитель самарских школьников Александр Гольдфедер, педагоги часто открытым текстом говорят, что успеваемость детей, родители которых не сдают деньги в фонд школы, может быть неудовлетворительной. Родители боятся жаловаться в прокуратуру. На прошедшем в сентябре митинге протеста против поборов в школах родители самарских учеников заявили о том, что прогнила вся система государства, где взяточничают и воруют все: продавцы и учителя, врачи, правоохранители и работники высшей школы.