Форум гражданских активистов "Последняя осень" прошел в подмосковном учебном центре "Менделеево" под Зеленоградом. Он продолжался с 30 сентября по 2 октября.
В фойе семиэтажного здания учебного центра "Менделеево" посетителей встречали плакаты с изображениями стариков-ветеранов, пионеров, спортсменок-бегуний и женского хора на сцене провинциального дома культуры. Выглядели они совершенно органично, и только патриотические лозунги на белорусском языке вызывали некоторое недоумение.
Там же на полу стоял телевизор, который транслировал мультфильм о битве Александра Лукашенко с мировыми лидерами и Змеем Горынычем под песню "Ты ж меня пидманула".
Как выяснилось, организаторы пригласили для оформления пространства форума белорусских художников. Такой выбор они объясняли тем, что российская действительность становится все больше похожа на белорусскую. А в этой стране, по их словам, давно уже установился авторитарный режим.
Белорусскую жизнь на форуме не только показывали, о ней и рассказывали. Бывший руководитель корпункта ОРТ в Минске журналист Павел Шеремет поведал собравшимся о режиме Лукашенко и сделал вывод, что белорусский сценарий в России вполне возможен.
Позднее Евгения Чирикова, сидя за столиком в буфете, со смехом жаловалась соседям, что после рассказанных Шереметом ужасов из белорусской жизни не может есть.
Самым важным и густонаселенным местом на форуме был холл учебного центра. Там проходили основные дискуссии и обсуждения. Статус ведущей площадки мероприятия ему также обеспечивали два буфета с пирожками, салатами, чаем и бутербродами.
В холле за три дня форума состоялось около десятка мероприятий. Это были и дискуссия участников молодежных оппозиционных движений с нападками на лидера молодых справедливороссов Дмитрия Гудкова из-за его недостаточно радикальных позиций, и круглый стол молодых журналистов, на котором за вопросом: "Чего не хватает оппозиции?" — следовал ответ: "Моя кошка ест полиэтилен. Чего ей не хватает? Мозгов!" Там же шли дебаты о будущем России после 2012 года и лекции блогеров о гражданском обществе.
Журналист "Новой газеты" и ЛГБТ-активистка Елена Костюченко на фоне белого баннера с логотипами "Последней осени" объясняла собравшимся, зачем нужны гей-прайды, а Антон Носик укорял оппозицию в бездеятельности и со ссылкой на цифры ежегодных расходов "Яблока" призывал отказаться от партстроительства. В холле форума выступали лидер "яблочников" Сергей Митрохин и активистка движения феминисток Вера Акулова.
Политологов, блогеров, журналистов, оппозиционеров и арт-активистов одновременно слушали около четырехсот сменявших друг друга посетителей "Последней осени".
Ведущей темой практически всех имевших отношение к политике дебатов был вопрос о том, куда дальше идти оппозиции и, как частный случай, идти ли на выборы в Госдуму 4 декабря. Выступавшие говорили о разных путях движения, по-разному оценивали нынешнее состояние оппозиционных сил и возможности власти, но сходились в том, что нужно действовать и объединять усилия. Слушатели также участвовали в обсуждении и сами выдвигали гипотезы.
Подчас мнения были довольно экстравагантные. Так, во время дискуссии молодых журналистов зрители независимо от ораторов вскрыли одну из причин медленного движения России к демократии:
— У меня такое ощущение, что русский язык очень длинный.
Посреди речи фотографа "Новой газеты" Евгения Фельдмана о неудачах либеральной оппозиции из-за ее замкнутости на себе мужчина средних лет обратился к сидевшему рядом молодому человеку:
— Вот он говорит, и все слишком долго происходит. Пока слово скажешь — устанешь. Английский в два раза быстрее, поэтому они и продвигаются так быстро, эти англичане.
Молодой человек с глубокомысленными рассуждениями соседа согласился.
Самым острым моментом форума стала дискуссия о политической журналистике и оппозиции, организованная "Ежедневным журналом".
В ней участвовали главный редактор интернет-издания Александр Рыклин и журналисты Валерий Панюшкин, Лев Рубинштейн, Сергей Пархоменко, Матвей Ганапольский, Николай Сванидзе, Александр Артемьев, Максим Блант.
Сванидзе говорил собравшимся, что большинство людей, то есть зрителей и читателей, привыкли к другому языку и не воспринимают того, что пытаются сказать им журналисты и оппозиционеры. "Политика им по барабану", — разъяснял он.
"Если даже таких ярких людей, как Каспарова и Немцова, выпустить на экран, то, я думаю, это ничего не изменит", — заявил журналист.
Через некоторое время слушавший дискуссию Борис Немцов напомнил о существовании черных списков политиков, которым закрыт доступ к эфиру, а Гарри Каспаров предположил, что оппозиционерам не дают высказаться потому, что они говорят о воровстве и коррупции, а "этот разговор понятен всем".
"Есть влиятельный класс людей, заинтересованных в сохранении статус-кво, поэтому мы видим в эфире дискуссию Сванидзе с Кургиняном (разговор Николая Сванидзе и политолога Сергея Кугриняна о Михаиле Ходорковском, в котором оба участника избегали острых моментов)", — продолжил Каспаров.
Николай Сванидзе попытался опровергнуть обвинения:
— Я много говорю о воровстве в высших эшелонах власти!
— Вы никогда не называете фамилию главного вора. Скажите ее, скажите: "Путин!"
— Если я скажу фамилию "Путин", то я перейду работать с федерального канала в "Ежедневный журнал"!
В следующих репликах Сванидзе назвал Каспарова импотентом, который ничего не добился за последние 20 лет, а Каспаров обвинил журналиста в том, что он обслуживает власть и дискредитирует профессию, после чего дискуссия плавно завершилась.
Наверное, самой упоминаемой фамилией во время дебатов на форуме была фамилия премьер-министра. Фамилия "Медведев", что характерно, упоминалась в речи участников гораздо реже.
На втором и третьем этажах центра были выделены аудитории для лекций и презентаций. А в кинозале все три дня фестиваля показывали документальное кино.
Организаторы форума не стали ограничивать списки приглашенных только либеральным крылом оппозиции. Так, в третий день форума свою презентацию на втором этаже центра организовали националисты из движения "РОД". Главным спикером был Владимир Тор, а ведущей — Наталья Холмогорова. Тор объяснял, что националисты поддерживают идею голосовать на выборах за любую партию, кроме "Единой России", и выступают против действий нынешней власти. В качестве одного из ее незаконных решений, которое к тому же ущемляет права русских, он привел решение суда о запрете НБП.
Несмотря на критику власти, националистам не удалось преодолеть скепсис публики, а после появления в зале правозащитника Михаила Кригера презентация вообще превратилась на какое-то время в перебранку с неявными выпадами в адрес евреев.
Дискуссия о путях оппозиции и тактике несогласных с властью на выборах 4 декабря завершилась дебатами Гарри Каспарова, Бориса Немцова и Алексея Навального. Эта встреча стала главным событием форума. Дебаты проходили в самом большом помещении учебного центра — актовом зале, но мест всем желающим не хватило, так что многим пришлось сесть в проходах. Ведущими встречи были журналисты "Эха Москвы" Владимир Варфоломеев и Ирина Воробьева.
Участники дебатов представляли три варианта действий на выборах 4 декабря: игнорировать выборы, проголосовать за любую партию, кроме "Единой России" ("вариант Навального"), и испортить бюллетени в знак протеста.
Первую позицию поддерживал Гарри Каспаров. По его словам, в условиях, когда власть полностью контролирует выборные органы и может "нарисовать" "Единой России" любые результаты, поход на выборы становится бессмысленным действием.
В ситуации, когда "болезнь слишком запущена", он предложил создавать альтернативную реальность, в которой будет формироваться независимое от системы гражданское общество. Это, как считает Каспаров, достижимо с помощью интернет-технологий. Власть же в итоге рухнет после того, как полностью лишится поддержки граждан.
Алексей Навальный, говоря о своем варианте поведения на выборах, доступно объяснил, что не стоит сбрасывать со счетов системные партии.
"Да, они трусливы, они сидят под столом, но им нужно помочь, потому что там тоже есть настоящие оппозиционеры", — доказывал он.
Навальный считает, что исход выборов, при котором КПРФ и ЛДПР отнимут у "Единой России" большинство в парламенте, серьезно изменит ситуацию и подтолкнет их к реальной оппозиционности. Кроме того, протестное голосование на выборах не настолько радикально, как другие варианты, и позволит гражданам объединиться вокруг одной идеи.
Победой своего варианта он назвал не результат, который будет достигнут, а процесс взаимодействия всех оппозиционных сил и граждан, к которому должна подтолкнуть его тактика.
Борис Немцов, оговорившись, что его позиция не сильно отличается от позиции Каспарова, заявил, что выборы ничего не изменят, так как будут подтасованы, а значит нужен фарс. Он предложил не только голосовать против всех и портить бюллетени, но и выкладывать фото с ними в Интернет.
"Если выяснится, что миллионы людей так себя поведут, то это — Триумфальная", — объяснил он. По словам Немцова, народ начнет привыкать к протесту, а власть будет серьезно испугана.
После прояснения позиций участники дебатов задали вопросы друг другу, а потом ответили на вопросы ведущих и зала. Бориса Немцова, неубедительно ответившего на вопрос: "Стал ли бы он агитировать за голосование "против всех" в случае участия в выборах "Парнаса"?", Варфоломеев окрестил "мазохистом", посчитав, что политик не отказался бы от своей тактики. Победил в дебатах Алексей Навальный. Он почти в два раза опередил по числу проголосовавших за него зрителей Гарри Каспарова и в три Бориса Немцова.
Закрывала официальную часть форума Евгения Чирикова. Самыми важными проектами, представленными на форуме, она назвала "Электронную демократию" Леонида Волкова и Федора Крашенинникова, инициативу создания природозащитного портала "Экооборона", проект Веры Кичановой Real Army в поддержку контрактной армии и общественное интернет-телевидение, которое планирует создать Игорь Яковенко.
"Нам нужно объединиться в борьбе против жуликов и воров, которые воруют будущее не только у нас, но и у наших детей", — резюмировала она настроения участников мероприятия.
После нее на сцену вышел Петр Верзилов и сообщил:
— Сейчас на сцене пройдет концерт, и позиции его участников абсолютно отличаются от тех, что были здесь озвучены. Он будет называться "В поддержку бюрократии и коррупции".
За поддержку коррупции и бюрократии отвечали группа "Иисус Христос и Мать Сыра Земля", Катя Гордон с группой Blondrock и Глеб Самойлов.
Власти за три дня предельно насыщенного событиями форума тоже не теряли времени. Вернувшиеся в Москву вечером в воскресенье участники форума обнаружили, что, пока гражданские активисты обсуждали варианты бойкота голосования, рабочие успели завесить всю Москву баннерами с призывом идти на выборы.
Вы можете оставить свои комментарии здесь