Адвокат заявил, что положения закона вступают в противоречие с нормами демократии и права, поскольку они фактически упраздняют институт адвокатуры.
"Думаю, все нынешние действия связаны с тем, что власть пытается взять под контроль все структуры гражданского общества, в том числе и адвокатуру, стремится ее ликвидировать. Еще власть раздражает то, что многие адвокаты активно выступают по политическим делам, таким как "манежное", "болотное" и другие", — пояснил Архипов.
По словам адвоката, в демократических странах доступ к делопроизводству ограничен только для лиц, не имеющих соответствующего статуса, но действия защитника не ограничены никак. Исключения делаются только для закрытых дел, но такая категория существует и в России, и здесь никакие нововведения не нужны, пояснил он.
Архипов считает важным то, что при открытом производстве процесс освещается с двух сторон, а поправки полностью меняют эту картину, так как отныне публичной огласке будет предаваться только позиция обвинения. Вступление в силу обновленного закона может спровоцировать и рост числа юристов, не имеющих адвокатского статуса: "Специалисты не стремятся получить статус адвоката, поскольку понимают, что это обрекает их на зависимость от государства".
Архипов заявил, что он не собирается отказываться от общественной деятельности и публичных выступлений.
Адвокат "Агоры" Дмитрий Динзе (защитник политический активистов, в том числе и питерской "Войны" — прим. Каспаров.Ru) полагает, что над нововведениями задумались те, кто пытается ограничить демократические свободы. "Все это делается в рамках того, чтобы правоохранительные органы были в превалирующей ситуации перед теми, кто оказался под прицелом суда, чтобы мы не могли влиять на общественное мнение, чтобы правоохранители могли проворачивать незаконные дела", — считает он.
Динзе отметил, что в настоящее время политические дела вносят определенный резонанс в общественную ситуацию, и власть хочет ввести "общественный вакуум". "И тут мы получаем "игру в одни ворота", когда МВД сможет в выгодном ключе комментировать процесс, а защита этого лишится. Мы не сможем выполнить свой моральный, общественный долг, не сможем предоставить полную информацию о деле", — пояснил защитник.
Адвокат рассказал, что примеры подобной практики он наблюдал только в мусульманских странах, где адвокаты зачастую молчат о деле из страха перед властями. Он привел в пример историю с иранскими журналистами, которых арестовали за разглашение информации о ситуации внутри страны. "Мы с нашим новым законом опустимся до уровня стран третьего мира", — констатировал Динзе.
Защитник не намерен следовать новым нормам: "Я найду иные возможности для подачи информации, мы будем вести работу как оперативники или следователи, оставаться за кадром. Наладим сотрудничество с журналистами, которые будут гарантировать нашу анонимность, но информация должна в любом случае дойти до общества".
Дмитрий Аграновский, который в свое время занимался "манежным" делом, а сейчас занят в "болотном" процессе, тоже не обрадовался нововведениям. "Во-первых, это ограничение конституционных прав. Во-вторых, не секрет, что наше правосудие обвинительно. Поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы оно было доступным обществу. Нам хотят запретить комментировать незаконные решения, вот и все", — заявил он.
По словам защитника, в европейских странах и в США адвокатская деятельность, напротив, приветствуется, так как "в демократическом государстве ценится гласность процесса". Мы же делаем шаг к "инквизиционному" процессу, где одна сторона выступает с позиции силы, сказал он.
Аграновский намерен обжаловать поправки, сначала обратиться в Конституционный суд, а при необходимости дойти и до Страсбурга. "Как адвокат, я уважаю закон и подчиняюсь грубой силе, но буду действовать своими обычными методами", — заключил защитник.
Светлана Сидоркина, адвокат активистки "Другой России" Таисии Осиповой, выразила сомнения в том, что поправки могут быть настолько радикальными. Сидоркину удивила инициатива законодателей, она пояснила, что не видит оснований для таких поправок, поскольку все комментарии адвокаты дают в рамках закона. По ее мнению, нововведения будут распространяться на тех адвокатов, которые в нарушение закона предали огласке детали уголовных дел, известные им как участникам процесса. "Я буду продолжать комментировать дела согласно закону, в процессе всегда должна звучать позиция защиты, иначе это нарушение конституционного права", — сказала Сидоркина.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter