Конечно, нет никакой возможности, да и желания разбирать все, что наговорил сей бойкий господин, вещавший в прошедшую пятницу на протяжении 50 минут практически в режиме монолога.
Хотелось бы отметить только два-три момента.
1. Немцов на несколько минут вошел в образ А.А. Пионтковского! Это надо слышать:
"Я считаю, что Россия — моя страна, наша страна, и мы не должны ее подлецам, негодяям оставлять. Пусть они лучше садятся на свой не философский, а воровской пароход где-нибудь в Санкт-Петербурге, причале, я думаю, Роман Аркадьевич может им это обеспечить, у него их много, и куда-нибудь едут. В Лондон, я не знаю, в Сан-Тропе, куда хотят."
То, что это метафора Пионтковского, наш бойкий господин, естественно, не упомянул. Ну, если уж Пионтковский не удостоился сноски с упоминанием авторства, то нам, незаметным рабам Божьим, и вовсе не на что было рассчитывать в этом смысле.
2. Нет, я не утверждаю, что Немцов позаимствовал мои мысли, но, вообще говоря, в последние несколько дней у меня, как говорил персонаж Уолтера Бреннана в фильме To Have and Have Not (1944), когда Лорен Бэколл (ее героиня) его же словами ответила на его сакраментальный вопрос "Have you ever been bitten by a dead bee?", уже не раз возникает чувство, что я разговариваю сама с собой. (Я пишу это, а Лорен Бэколл смотрит на меня с портрета, висящего на стене, и загадочно улыбается. Я считаю этот ее портрет Джокондой XX века.)
В первый раз у меня это чувство возникло, когда я прочла текст И. Старикова. Обычно я читаю его через силу, так как он из сислибов, да еще из числа самых унылых. Но тут привлек мое внимание заголовок. Я уже высказывалась раз и другой о персонаже, про которого пишет Стариков, поэтому мне было интересно, а у него-то какие к этому персонажу претензии. И автор сразил меня наповал вот такой фразой:
"...народ всегда идет не за большими деньгами, а за большими идеями."
Ах Ты, Боже мой, как сислибы-то заговорили! Надо же. Чистый Друг детей. У меня, правда, было чуток иначе:
"Кстати, политические взгляды и принципы г-на Гудкова-ст. мне тоже было бы интересно выяснить. Если таковые имеются, конечно."
Но Стариков-то никогда в жизни подобные мысли не высказывал! Ему, как и всем сислибам, всегда было плевать на идеи, принципы и взгляды. Они имеют обыкновение менять взгляды как носовые платки, а про принципы и отродясь не слышали! Идей у них навалом, конечно, но они касаются лишь способов остаться при власти и во власти — словом, это не те большие идеи, за которыми может пойти народ. А тут, ну откуда что взялось? (Кстати, к своим "товарищам по партии", в широком смысле, Стариков тоже мог бы обратить свою сентенцию. Хотя она, конечно, упадет на затворенные уши...
Да, и Немцов тоже выдал нечто, что опять породило у меня ощущение, будто я говорю сама с собой. Он сказал:
"Единственное, что меня всерьез, какой у меня вопрос к Навальному серьезный, не будет ли он изданием Путина. То есть готов ли он, например, открыто и ясно заявить, что я, Навальный, в своей предвыборной программе, неважно — президентской или парламентской, заявлю, что я изменю конституцию, и никто больше двух сроков по 4 года президентом быть не будет."
До этого я не слышала от него таких опасений. Словно он только что прочел мой усталый опус, где говорится так:
"И вот мы видим сообщения: "Навальный хочет стать президентом". Да нет, ребята, вы неправильно читаете эту фразу. На самом деле она говорит вот что: "Навальный хочет стать Путиным".
Или более раннюю недлинную реплику мою:
"Ничего нового мы не услышали, кроме желания Навального стать новым "отцом нации", сидящим на трубе."
Повторяю, я вполне допускаю, что это все Немцов нигде не прочитал, а сам придумал, но, как и для Старикова, эту мысль мы от него слышим впервые.
3. И последнее, что мне хотелось бы отметить в Немцовском монологе. Он заявляет несколько раз:
"Координационный совет — это парламент." Протопарламент, как значительно точнее называет его А.Н. Илларионов, тоже не удостоенный сноски с авторством. Немцов, несомненно, посчитал, что, откинув первую часть сложного слова, он имеет право не упоминать Илларионова. Но тут же сел в калошу. Потому что для парламента КС и без того маловат численностью, так Немцов предлагает его еще сократить!
"Теперь, он, конечно, нуждается в радикальной реформе. Во-первых, он очень большой и неповоротливый — 45 человек."
До каких пор сократить, не говорит. Уже третий член КС (после Навального и Каца, высказывания которого мы тут недавно разбирали) говорит о том, что оппозиции надо устроить свойский междусобойчик! Странные представления у Немцова о парламенте.
Насчет ликвидации курий Немцов безапелляционно заявляет:
"...от курий надо отказываться". Говорю же, странновато он мыслит, особенно для демократа. Это кто решил, что надо отказываться? Кто это обсуждал? Что об этом думают другие члены КС? Что думают избиратели?
Вместе с тем Немцов высказал здравое суждение о том, что если бы Координационный совет был совершенно бесполезен, то власти не стали бы так сильно прессовать многих его членов:
"Власть ненавидит Координационный совет. Уже хотя бы поэтому надо сохранить.2 Надо, да. Но не только, а может быть, и не столько поэтому.
Ну, вот и все, что я хотела отметить в интервью Немцова. Будет интересно почитать и другие комментарии...
4. Ах, да, он еще со страшной силой РПР-Парнас пиарил, и "Эхо Москвы", по идее, должно взять с него деньги, потому что он там как раз на 30-секундный рекламный ролик наговорил.
! Орфография и стилистика автора сохранены