Споры вокруг решения Координационного совета оппозиции о поддержке Алексея Навального на досрочных выборах мэра не утихают. Принятие этого решения далось нелегко: совет на заседании 15 июня не смог решить, поддерживает ли он выдвижение Алексея Навального и Сергея Удальцова. А после голосования в адрес Навального посыпались обвинения в манипуляции голосованием за его кандидатуру на заочном опросе в "Демократии 2". Сам КСО также подвергся резкой критике со стороны отдельных членов совета и известных блогеров. Каспаров.Ru публикует официальный комментарий ответственного секретаря КСО Марата Давлетбаева по поводу сложившейся ситуации. Текст поступил в распоряжение редакции 15 июля.
В связи с возникшими разногласиями относительно решения, принятого Координационным советом российской оппозиции (далее — КСО) по вопросу 1 повестки заседания "О выборах мэра города Москвы в сентябре 2013 года и поддержке единого кандидата от оппозиции" 15 июня 2013 г., требуют пояснения как формулировка решения, изложенная в протоколе заседания, так и форма исполнения этого решения.
Формулировка решения
В первую очередь необходимо определиться с тем, что является предметом толкования. При постановке вопроса на голосование председательствующим была озвучена следующая формулировка: "Кто за предложение, которое я озвучивал уже несколько раз, о вынесении на "Демократию 2" кандидатур Навального и Удальцова".
Поскольку формулировка носит отсылочный характер, она не могла разумным образом появиться в протоколе в неизменном виде и нуждалась в толковании.
Юридическая наука и практика знают различные способы толкования: лингвистическое, функциональное, историческое, системное. Они учитывают язык и контекст решения, обстоятельства его принятия и реализации, мотивы и цели принятия, взаимосвязь с другими решениями.
В этой связи в первую очередь необходимо было выяснить, какое именно предложение о вынесении на "Демократию 2" кандидатур Навального и Удальцова было выдвинуто членами КСО, а председательствующий "озвучивал несколько раз".
Обратимся к стенограмме заседания.
Сначала обратим внимание на формулировки авторов этого проекта решения по вопросу "О выборах мэра города Москвы в сентябре 2013 года и поддержке единого кандидата от оппозиции".
Яшин: "Единственное, на чем я настаивал бы, это на том, чтобы перенести голосование на "Демократию 2".
Крылов: "Поэтому я бы присоединился к уже прозвучавшему здесь предложению коллеги Яшина этот вопрос перенести на "Демократию 2".
Давидис: "В этом смысле, мне кажется, было бы разумно нам сейчас поддержать само выдвижение и Сергея Удальцова, и Алексея Навального, а в голосовании на "Демократии 2" определить действительно единого кандидата с участием всех членов Координационного совета".
Яшин: "Я хочу напомнить, что у меня было предложение. Я предлагал поддержать выдвижение Навального в мэры и Гудкова в губернаторы. Я еще раз подчеркиваю, что мне кажется абсолютно принципиальным провести это голосование на "Демократии 2".
Давидис: "Одним из проектов решения может быть решение закончить голосование и принять содержательное решение на "Демократии 2".
Навальный: "Я бы предложил поддержать тот пункт о том, что перенести голосование на "Демократию 2".
Немцов: "Есть проект решения — вынести голосование о поддержке кандидата на пост мэра на "Демократию 2". Это и есть проект решения".
Теперь обратимся к формулировкам решений, которые были озвучены председательствующим по тому же вопросу "О выборах мэра города Москвы в сентябре 2013 года и поддержке единого кандидата от оппозиции" в ходе заседания:
- "Другое предложение, которое я сегодня уже услышал в ходе дискуссии, это было предложение перенести рассмотрение этого вопроса на "Демократию 2".
- "У нас есть второе предложение по первому же вопросу — перенести рассмотрение вопроса о поддержке Алексея Навального и Сергея Удальцова на "Демократию 2".
- "Второй проект решения — вынести окончательное решение вопроса об участии в выборах мэра Москвы и о поддержке единого кандидата от оппозиции на "Демократию 2".
- "Кто за то, чтобы вынести вопрос об окончательном решении по выдвижению единого кандидата от оппозиции на выборах мэра города Москвы на "Демократию 2?"
- "За предложение перенести окончательное решение этого вопроса на "Демократию 2" — 20".
- "Наибольший рейтинг имеет предложение о переносе голосования на "Демократию 2". Вот теперь это предложение мы и ставим на жесткое голосование членов Координационного совета".
- "Мы проголосовали вопрос, и мы сейчас его будем ставить на жесткое голосование — о вынесении на "Демократию 2" предложения по поддержке на выборах мэра Москвы в качестве кандидатов от оппозиции Алексея Навального и Сергея Удальцова. Вот это предложение и будет сейчас проголосовано в жестком голосовании".
- "Итак, кто за предложение, которое я озвучивал уже несколько раз, о вынесении на "Демократию 2" кандидатур Навального и Удальцова, кто за это предложение, прошу проголосовать".
Таким образом, фраза: "Предложение, которое я озвучивал уже несколько раз", не дает нам однозначного ответа о формулировке решения, поскольку проект решения каждый раз звучал по-разному. Вместе с тем из слов председателя следует, что все озвученные формулировки говорят об одном и том же и, таким образом, непротиворечивы. Кроме того, противоречило бы элементарной логике, если бы на решающее голосование выносился вопрос, в сущности отличающийся от вопроса, выносившегося до этого на рейтинговое голосование. Наконец, очевидно, что председательствующий не мог выносить на голосование проект решения, который не был выдвинут ни одним из членов КСО.
В этой связи единственным правильным решением этой задачи является логическое сложение всех формулировок в одну.
Таким образом, решение, приведенное в протоколе заседания сформулировано следующим образом: "Вынести окончательное решение по вопросу о едином кандидате от оппозиции и поддержке кандидатур Алексея Навального и Сергея Удальцова на выборах мэра г. Москвы на заочном голосовании на электронной площадке "Демократия 2".
Формулировка вопроса для голосования на "Демократии 2"
Вопрос о формулировке, в которой этот вопрос должен быть поставлен на голосование на "Демократии 2", поднимался в ходе дебатов. Илья Константинов предложил свою формулировку, Илья Яшин — альтернативную (при поддержке Владимира Тора). При этом осталось непонятным, настаивал ли председательствующий на том, чтобы выносить только одну формулировку, или молчаливо согласился на вынесение также альтернативной. Вероятно, этот вопрос был просто упущен из внимания председателя, поскольку его обсуждение было прервано репликой Антона Долгих по процедуре. Так или иначе, как следует из стенограммы, при постановке вопроса как на рейтинговое, так и на решающее голосование председательствующий не озвучивал формулировку, в которой этот вопрос должен быть поставлен на голосование на "Демократии 2".
Более того, даже если придать больший вес последней фразе председательствующего перед решающим голосованием ("о вынесении на "Демократию 2" кандидатур Навального и Удальцова"), из нее все еще неясно, следует ли выносить указанные кандидатуры на голосование вместе или по отдельности.
Таким образом, приходится констатировать, что формулировка вопроса для голосования на "Демократии 2" не была утверждена, и КСО лишь было принято решение о переносе вопроса "О выборах мэра города Москвы в сентябре 2013 года и поддержке единого кандидата от оппозиции" с очного заседания на заочное голосование.
В этой связи членам КСО было предложено вынести конкретные формулировки на заочное голосование в порядке, предусмотренном регламентом. То есть любая формулировка могла быть поставлена на заочное голосование при поддержке не менее чем пяти членов КСО.
Этим правом воспользовались члены КСО Георгий Албуров, Владимир Ашурков, Алексей Навальный, Владислав Наганов, Любовь Соболь, представитель Леонида Развозжаева Евгения Третьякова, представитель Алексея Гаскарова Илья Будрайтскис, члены КСО Сергей Удальцов, Антон Долгих и Сергей Давидис, вынеся на голосование три альтернативные формулировки.
В настоящее время голосование по этим проектам решения завершено, а решение принято только по одному из них.
Косвенные подтверждения корректности исполнения решения КСО
Поскольку в условиях неопределенности основной задачей ответственного секретаря КСО было отражение действительной воли членов КСО, проголосовавших за принятие данного решения, имеют значение косвенные доказательства корректности протоколирования и исполнения данного решения.
Такими доказательствами служат:
- Отсутствие замечаний к проекту протокола со стороны членов КСО, проголосовавших за указанное решение.
- Факт, что большинство членов КСО воспользовались правом вынесения на заочное голосование своих проектов решений или проголосовали за один из них.
- Альтернативные трактовки решения КСО поддерживались в первую очередь членами КСО, оппонировавшими принятому проекту решения и не голосовавшими за него, и не набрали даже пяти голосов для вынесения предложенной ими формулировки на заочное голосование (не говоря уже о 21 голосе).
Вы можете оставить свои комментарии здесь