В Китае вот-вот начнутся преобразования властно-политической системы. Если уже не начались. В Гонконге об этом пишут.
***
В лучшую пору социалистической дружбы между СССР и Китаем — в 1950-е годы — китайцы любили повторять, что "сегодняшний Советский Союз — это завтрашний Китай", а Пекин преданно следовал каждому шагу Москвы в своем развитии.
Однако после конца коммунистической власти и развала Советского Союза в 1990-е годы старая поговорка стала зловещим предзнаменованием, которое преследует коммунистических лидеров Китая.
По рядам пекинского руководства прокатилась волна беспокойства, за которой последовало предупреждение от президента Си Цзиньпина о необходимости уделять больше внимания драматическим событиям, произошедшим более двух десятилетий назад в Москве.
Немаловажно то, что чиновников, начиная с основных министров центрального правительства и заканчивая начальниками партийных организаций на местах, призвали посмотреть четырехсерийный документальный фильм об этих исторических событиях.
Фильм под названием "В память развала Коммунистической партии и Советского Союза" снят по заказу Центральной комиссии по дисциплинарной инспекции, Китайской академии социальных наук и ее Исследовательским центром мирового социализма.
Фильм рассказывает о том, как когда-то великая держава споткнулась, превратившись в страну второго или даже третьего мира.
Фильм обвиняет Михаила Горбачева в слишком радикальных действиях по введению демократических реформ западного стиля и ослаблению монопольного контроля партии над идеологией.
Борис Ельцин критикуется за поспешность при приватизации государственных предприятий, что стало, согласно фильму, главной причиной падения коммунистической власти и развала советской империи.
Еще одно видео, в создании которого участвовал Университет национальной обороны, рассказывает о том, как Запад, в частности США, запланировали развал Китая по советской модели.
Стоминутный фильм под названием "Тихое соперничество" начинается с оплакивания конца Советского Союза и переходит к недавним событиям, выявляя предполагаемый злой умысел в отношениях Америки с Китаем и другими коммунистическими странами.
Генерал Лю Ячжоу — политический комиссар военного учреждения и зять бывшего председателя КНР Ли Сяньняня — выступил в роли заказчика этой работы.
Аналитики указывают на то, что страх Китая перед кошмарным распадом СССР, возможно, отражает обеспокоенность лидеров замедляющимся экономическим ростом, усилением социальных противоречий и растущими призывами к политическим реформам, которые последовали за сменой руководства партии в ноябре прошлого года.
Развитие реформ новым поколением китайских лидеров в последующие годы зависит от того, как они воспримут развал СССР.
Генеральный секретарь партии Си Цзиньпин больше интересуется идеологическими аспектами падения Советского Союза, чем его предшественники.
В своей речи ранее в этом году Си заявил партийным чиновникам, что Китай должен обратить внимание на "очень основательный" урок бывшего Советского Союза, где политическая гниль, идеологическая ересь и неповиновение армии привели к падению правящей партии.
"Почему Советский Союз утратил единство? Почему КПСС развалилась?" — спрашивал Си, согласно конспектам его комментариев, которые циркулировали среди чиновничьих кругов, но не были опубликованы государственными СМИ.
"Важная причина состоит в том, что их идеалы и убеждения были поколеблены", — сказал он.
Пропагандистская машина Китая откликнулась на призыв Си и опубликовала ряд статей, предупреждающих о возможности повторения советского сценария в последней крупной коммунистической стране.
Си явно выстраивал свою "политическую линию", нацеленную на усиление работоспособности партии, ее ориентацию на точное следование существующей системе, сопротивление демократизации и конституционной власти в понимании Запада.
"Ощущение кризиса было создано, чтобы предостеречь партию от самодовольства, и чтобы она приняла изменения, которые он предлагает".
Несмотря на то, что китайский мозговой центр предпринял серьезную попытку понять причины падения Советского Союза, в этом вопросе остаются расхождения.
Была ли основная причина в недостатке экономических реформ?
Или в слишком быстрых политических изменениях, особенностях структуры и культуры власти в самом СССР? Или в неспособности лидеров страны прийти к согласию?
"Единственное, в чем большинство китайских ученых, политиков и чиновников соглашаются в противовес общепринятому мнению на Западе, это в том, что развал СССР не был положительным событием, и результаты его обошлись дорого России и другим странам, появившимся на руинах Советского Союза".
Главный парадокс нашего времени, понятный в мире всем, кроме, кажется, китайского руководства, состоит в том, что вторая в мире и самая динамичная экономика управляется системой, которая была списана в утиль два десятилетия назад.
Сяоюй Пу, профессор политических наук Университета Невады, считает, что, когда Коммунистическая партия поддерживала свою легитимность с помощью экономических достижений и мобилизации нации, она столкнулась с многочисленными проблемами.
Поэтому партийные лидеры прежде всего обеспокоены безопасностью режима внутри страны, а не национальной безопасностью.
"В КПК к развалу Советского Союза всегда относились как к отрицательному примеру".
"Партия приложила много усилий и ресурсов, чтобы понять уроки, которые КПК может извлечь из развала Советского Союза". Тем не менее, Пу считает, что использование документальных фильмов не стоит переоценивать, так как они "могут повлиять на мнение левых и консервативных фракций в самой партии".
"Нельзя сказать, что эти программы отражают полное согласие в правящих кругах КПК".
СССР просуществовал 69 лет, а КНР уже исполнилось 64 года. Другими словами, КПК может обойти КПСС за время правления Си Цзиньпина.
Си намерен добиться того, чтобы Китайская народная республика обошла СССР, и поэтому имеет все основания заставить партию выучить уроки, извлеченные из ошибок своих товарищей.
***
Китай действительно двигается вслед за СССР. И ему в любом случае не избежать политической реорганизации. В этом смысле упор не идеологию сам по себе ничего не решает. Но тому же Си Цзиньпину в силу его психотипа гораздо понятнее убеждения и ценности, чем реальные процессы и системные взаимозависимости социальных подсистем.
Однако даже на уровне идеологий дело консерваторов проигрышно.
Дело в том, что в любой стране всегда присутствуют все варианты идеологий.
Они могут быть лучше или хуже оформлены, пользоваться большим или меньшим влиянием среди элит. Но они всегда есть.
Сейчас в Китае, как я понимаю, подспудно идет утверждение идей либерализма: больше свободы, больше прав, меньше контроля, меньше диктата. Как в СССР конца 70-х - начала 80-х. Утверждение таких идей вступает в резкое противоречие с тотальной властью коммунистов.
Но они носят вирусный характер. И если какая-то существенная часть общества оказывается ими заражена, у тоталитаристов не остается шансов. Потому что во власти всегда имеет место борьба группировок. И всегда найдутся люди, которые сочтут что те же либеральные идеи могут сочетаться с китайской спецификой, могут быть адаптированы на китайской почве.
А дальше быстро выяснится, что вариантов всего два: либо партийный тоталитаризм советского типа, базирующийся на огосударствленной экономике, либо разделение властей и политическая конкуренция, основанные на частной собственности.
Других вариантов просто не может быть.
Сейчас коммунисты сохраняют ключевой государственный контроль над экономикой, именно это позволяет им править. Но такое положение дел не может существовать сколько-нибудь долго.
Сколько бы китайцы ни смотрели фильмы про СССР, мы скоро увидим либеральную властно-политическую реорганизацию в Китае. И скорее всего, это будет сопровождаться распадом государства и образованием ряда новых, в национальных автономиях.
! Орфография и стилистика автора сохранены