Году так примерно в 1980-м пошла я в магазин. Улица Шокальского, стекляшка, он и теперь там стоит.
В магазине ничего нет. Маргарин есть, и говяжьи кости. Консервы еще какие-то невозможные, вроде "Рыбного завтрака туриста", это есть. (Ровесники! Вы помните "Рыбный завтрак туриста"? Вскроешь консервным ножом, а там глаза белые плавают.)
Подхожу к прилавку, где рыба-яйца. А там яичные картонки высоко так воздвиглись, до потолка. Продавщица стоит, руки скрестила, ноздри раздула, смотрит гневно, как царевна Софья на известной картине.
Я говорю:
- Мне яиц десяток.
Она, помолчав:
- Нету!
Я:
-Э-э. А - это вот - не яйца, что ли?
Она:
- Нет! - Помолчав, громко: - Сгнили ...!
Хорошо, значит, не вышло. Иду посмотреть на маргарин, это другой отдел. Масла нет, а я надеялась. Оно когда было, то было развесное, таким огромным кубом лежало. Другие покупатели тоже подошли и смотрят на пустой поднос. Потом одна старушка, вздохнув:
- Масла нет... Вот и хорошо, значит, войны не будет!
Теперешние люди не найдут в этом вздохе логики, но логика была самая прямая: советская пропаганда учила, что продуктов нет потому, что деньги, средства и силы, необходимые на производство продуктов, пошли на оборону. Поэтому чем меньше масла (или, там, ветчины), тем крепче наша броня, огневой щит Родины.
Та же пропаганда объясняла отсутствие мяса тем, что богатые евреи завели себе собак и кормят их мясом, а нашим людям вот потому и не хватает. Не могу не восхищаться советской пропагандой: "семерых одним ударом". Высший пилотаж.
! Орфография и стилистика автора сохранены