Фантастически прошел сегодня в Токио очередной Общенациональный митинг за возвращение северных територий, которые я ежегодно наблюдаю с 80-х годов. Внешне в зале Национального театра напротив Императорского дворца все было, как обычно. Люди в скучных пиджаках, очередь на входе, масса немолодых провинциалов - на мероприятие ведь съезжаются ветераны борьбы за Южные Курилы со всей страны, финансируется оно в целом из бюджета канцелярии правительства, хотя и частные пожертвования имеются.

Но дело не в этом: мне было известно, что японский премьер Синдзо Абэ решил в нынешнем году резко смягчить содержание своей речи на мероприятии 7 февраля по поводу северных територий. Но реальность превзошла, господа, самые смелые ожидания. Премьер Абэ выкинул из текста все, кроме позитива и уверенных надежд на скорейшее решение вопроса об островах и мирном договоре совместными усилиями с президентом Владимиром Путиным.

Исчезли термины "исконные территории" и "незаконная оккупация". Премьер Абэ предпочел не очерчивать даже круг проблемы, в которую Токио всегда включал южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Теперь и термин "четыре острова" исчез, а вместо него Абэ-сан сегодня туманно говорил, что подпишет мирный договор с Россией, решив территориальный вопрос вообще. Но как и на каких основаниях - японский премьер загадочно молчит.

Короче, интересного масса, а боевые патриотические организации тоже вели себя в Токио на удивление тихо. В былые времена они даже имитировали попытку прорыва к нам в контору, но сегодня я с трудом услышал только одну агитационную машину борцов за северные территории, которая под довоенный марш одиноко пронеслась по соседней эстакаде городского хайвэя.

Короче, чудеса, а премьер Абэ всерьез намекает, что вот-вот на переговорах что-то произойдет. Но есть и нечто незыблемое: над сценой сегодняшнего мероприятия в Национальном театре в центре Токио все же висело несколько помятое тряпичное полотнище с надписью "Верните четыре северных острова!"

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены