Евгения Весника как-то в старой доброй передаче "Встречи в Концертной студии Останкино" спросили, что такое, по его мнению, настоящий актер. Подразумевалось — не просто талантливый актер, а актер Божьей милостью, актер по самому большому, по Гамбургскому счету.
Евгений Яковлевич ответил, что это такой актер, который ни в одной роли не повторяется, в каждой следующей роли — это совершенно другой человек. Неузнаваемый в сравнении с любой другой его ролью.
Я задумался и стал мысленно перебирать наших знаменитых актеров, оценивая их критерием, предложенным Евгением Весником. И понял, насколько точно он сформулировал, что такое настоящий актер. Потому что, как оказалось, далеко не все, даже очень талантливые, как я полагал, актеры выдерживают поверку этой мерой.
С другой стороны, я сразу понял, кто из наших любимых актеров, если проверять их этим критерием, является лучшим, актером №1, причем с довольно большим отрывом от остальных, действительно талантливым по самому высокому Гамбургскому счету.
Это Евгений Александрович Евстигнеев.
Вспомните его в разных ролях: маленький хитроватый лизоблюд товарищ Дынин; тщедушный, тихий и незаметный профессор Плейшнер; вальяжный, крупный и уверенный в себе, саркастический профессор Преображенский. Разве можно в Вернере Плейшнере или Дынине прозреть хотя бы какие-то наметки Филиппа Филипповича?! — Это же совершенно разные люди! Разные типажи, разные лица, разные манеры, разные повадки, разные походки! Даже разный рост! Вспомните совершенно неповторимую походку профессора Плейшнера! А другие роли: бездушный и циничный Корзухин в "Беге", прощелыга и аферист Корейко в "Золотом теленке", уголовник Ручников в "Месте встречи...", звездочет в сказке "Про Красную шапочку", канцлер Бестужев в "Гардемарины, вперед!"... — Вереница самых разных типов и характеров, и в каждой роли он действительно неповторим!
Не знаю другого актера, настолько разного во всех ролях! Перевоплощение всякий раз новое!
Чтобы понять всю грандиозность таланта Евгения Евстигнеева, оттеню его примером с другого полюса, когда актер одинаков во многих своих ролях, повторим и узнаваем. Причем особенно это впечатляет, если мы возьмем не какого-нибудь бесталанного актера — тут все ясно, это не интересно — а любимца, кумира публики, актера, несомненно, талантливого, но который, тем не менее, если подойти к нему с меркой, предложенной Евгением Весником, что говорится, не соответствует...
Я имею в виду Андрея Миронова, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным и диким любящим его зрителям, и особенно зрительницам.
Миронов по-своему замечательный артист, я с удовольствием пересматриваю комедии с его участием, это талантливо, это виртуозно, это феерия, но... он одинаков во всех ролях. Это лихо, это беспрерывный бурлеск, но это однообразно из роли в роль: Фигаро повторяется в Хлестакове, Хлестаков в Остапе Бендере, Бендер в Геше Козодоеве из "Бриллиантовой руки", тот в министре-администраторе из "Обыкновенного чуда" — он узнаваем, один стиль, одна манера, одни движения, одни жесты, одни приемы, одни ужимки.
Именно к Андрею Миронову, как ни к кому другому, применима строка из эпиграммы Валентина Гафта Лие Ахеджаковой: "Всегда играет одинаково". Одинаково, надо уточнить, хорошо, но — одинаково.
Эльдар Рязанов в своей книге "Неподведенные итоги" рассказал о том, что пробовал Андрея Миронова на роль Лукашина в "Иронии судьбы" (в паре с Людмилой Гурченко, пробовавшейся на роль Нади Шевелевой):
"Они (Миронов и Гурченко. — В.З.) как давно и хорошо сыгранный эстрадный дуэт, понеслись в лихой комедийной манере, очень далекой от моих режиссерских намерений. Перед камерой играли два комедийных "зубра", которые не могли соскочить с манеры и интонации "Соломенной шляпки". На экране действовали жизнерадостные и смешные персонажи, но "из другой оперы". Это был период, когда я сам прощался с условной комедийной легкостью, искал новую стилистику, другую интонацию. Поэтому и отверг эту уверенную актерскую пару".
"Лихая комедийная манера" — вот, пожалуй, точное определение стиля игры Андрея Миронова, в которой он чувствует себя как рыба в воде. В которой он бог. Талант его, скорее, эстрадного свойства — не случайно в тех немногих некомедийных фильмах, в которых сыграл Миронов (например, "Фантазии Фарятьева"), — он, на мой вкус, никакой.
Но, на мой взгляд, проблема Миронова по большому счету не в том, что он актер комедийного амплуа — есть много блестящих, но чисто комедийных, чисто драматических или трагедийных актеров — а в том, что он внутри своего амплуа одинаков. Блестящ, конечно, но одинаков.
Тем контрастнее по-своему яркий и самобытный талант Андрея Миронова высвечивает многогранность Евгения Евстигнеева, которому не просто подвластны все жанры — от комедийного до трагедии — он и внутри каждого жанра всякий раз неповторим и неузнаваем.
Евгений Евстигнеев сыграл столько ролей, хороших и по-настоящему разных, что невозможно поверить, что он прожил всего 65 лет. И почти про каждую роль можно сказать, что если бы он сыграл только эту, то запомнился зрителями навсегда. И таких ролей было...
А сегодня, 9 октября, ему исполнилось бы 95.
Актер космического масштаба.