В чем "общественная значимость" вчерашней публикации об одном известном митрополите? Где-то в комментариях к прошлому посту этот вопрос задала Татьяна Малкина.
У меня как минимум два аргумента.
Во-первых, всё, что мы слышим от епископата про "традиционные ценности - это пустая болтовня, голая риторика. Мне приходилось уже об этом писать несколько лет назад, однако порой доказательство "от противного", работает лучше всего. В какой мере "лучшая часть русского епископата" действительно разделяет "традиционные ценности"? Венгерское расследование дает ясный ответ на этот вопрос: даже "лучшим" на эти ценности совершенно наплевать.
Да, как и везде есть исключения. Однако мы видим, что патриарх Кирилл, зная о проблемах венгерского мирополита, всеми силами старался помочь ему тихо выкарабкаться из этого скандала. Не получилось. Но это важное свидетельство, что официальной Церкви в РФ не надо верить. Нравственного авторитета у нее практически не осталось (если в этом еще кто-то сомневался).
Во-вторых, эта история про амбиции, (само)пиар, публичность и богословие. Личный бренд венгерского митрополита как богослова, композитора, публичного комментатора на самые различные темы вплоть до галлюциногенных грибов - это именно про конструирование коммерческого бренда. Интеллектуальный продукт, который годами создавала большая команда привлеченных митрополитом авторов, писавших анонимно; менеджеров, личных помощников и проч. - это в итоге про создание для митрополита комфортной среды обитания в любой точке мира. Полеты на частых джетах, личные апартаменты в Москве, Вене, Будапеште, где-то во Франции, где-то в Испании, где-то в Одинцовском районе…. Неужели это всё "выгодные коммерческие производные" его богословского и музыкального "творчества"? Сам митрополит повторяет снова и мнова, что это именно так. На самом деле он создал свое собственное коммерческое предприятие, которое лишь прикрывается "богословским творчеством".
Изгнание митрополита из Москвы два года назад - это ревнивый жест патриарха (и некоторых людей из его окружения). Попытка ограничить растущие коммерческие интересы "главного официального богослова" РПЦ.
Сохранится ли этот бизнес после скандала? Сомневаюсь. Не продажи, а работа со спонсорами (как в РФ, как и в Европе и Америке) была коньком митрополита.
Очень надеюсь, что об этом будет со временем еще одно расследование.
! Орфография и стилистика автора сохранены