Здравствуйте, люди! Я очень хочу очень-очень поблагодарить вас за то, что все эти годы вы поддерживали мою семью и меня самого. Ваше участие в самом деле было абсолютно бесценным для меня! И несмотря на обстоятельства моего освобождения я знаю, что возможностью видеть теперь небо без решеток я обязан не разведкам и контрразведкам, а той кампании поддержки меня и других осужденных ученых, которая все эти годы велась и в нашей стране, и за ее рубежами. Поэтому, пожалуйста – "не оставляйте стараний", как сказал Окуджава, не ослабляйте своих усилий в защиту тех людей, которые все еще видят над собой "небо в клеточку" – ваша помощь ОЧЕНЬ нужна им. Мне-то теперь гораздо проще: я прихожу в себя, набираюсь сил, очень хочу увидеть жену, дочерей, родителей и брата (да и всех вас тоже!) и собираюсь наконец-то вернуться в Обнинск и починить вконец расшатавшееся крыльцо нашего домика "в полторы доски" на четырех сотках за Протвой. Чуть-чуть раньше или чуть-чуть позже – я не знаю пока, но это непременно случится, так что со мной-то все в основном понятно. А вот другим еще нужно выйти из-за колючей проволоки. Не забывайте их, пожалуйста!
И еще – простите меня, пожалуйста, за то, что я не обратился к вам со словами моей благодарности прямо в первые же минуты после того, как спустился с трапа на британскую землю. Понимаете, внезапное освобождение из "зазаборья" (да еще с отправкой в совсем другую страну!) неожиданно оказалось гораздо более непростой штукой, чем я мог себе представить. Как я ни крепился в тюрьмах и колониях почти по всей России, а после 9-го июля пару дней пришлось в самом деле усиленно брать себя в руки, чтобы хотя бы банально почерк был разборчивым, а мысли не толклись бы беспорядочной толпой. А потом… Потом прежде всего я позвонил своим близким и ежедневными звонками постарался успокоить прежде всего их. Конечно, это может выглядеть малость неблагодарным… но – поймите меня, пожалуйста! А моя благодарность – она всегда с вами!
Я знаю, что есть целая куча вопросов, которые вы хотели бы задать мне, огромная куча вещей, которые хотели бы узнать. Мы обязательно вернемся ко всему этому, я обещаю – просто чуть-чуть попозже, хорошо? Я чуточку приду в себя, отдохну, соберусь с силами, приведу в порядок свои мысли, взбаламученные одиннадцатью годами тюрьмы и внезапным освобождением – и вот тогда мы непременно поговорим с вами, обстоятельно и по сути. А пока я просто еще раз хочу сказать вам – спасибо огромное вам, люди, спасибо и низкий мой вам поклон. И – простите меня за неразумно затянувшееся молчание. Я верю и очень хочу, чтоб вы верили тоже – все будет хорошо, так или иначе, рано или поздно. И очень во многом – благодаря вам. Спасибо вам!
Игорь Сутягин, 20 июля 2010 года